Творение природой красоты

Творение природой красоты

Природа сама творит прекрасное. Стремление к жизни есть вместе с тем стремление к произведению прекрасного, оно осуществляется непреднамеренно, всегда и само собой, причем так мощно и великолепно, что лучше действительной розы воображение ничего не может представить. Глупой выдумкой являются, поэтому все рассуждения о том, что причина искусства состоит в необходимости восполнять недостаток или отсутствие прекрасного в действительности.

По красоте и многообразию природа и жизнь выше искусства.

Прекрасное в действительности прекрасно по своей живой неисчерпаемой сущности, природа богата собственной высокой красотой. Недовольство природой проистекает или от неспособности понимать гармонию, или от прихотливости, которая граничит с отсутствием истинной, сильной способности и потребности наслаждаться прекрасным. При наличии же такой способности и потребности человек открывает для себя красоту природы как бесспорный факт. Мы стремимся сделать нашу жизнь более удобнее и прекраснее. Для дома покупаем нужные приборы определенного дизайна, для автомобилей — чудесные аксессуары —

Истинность отражения прекрасного в действительности устанавливается и выверяется людьми в повседневном опыте эстетического восприятия мира.

«… Практика, — писал философ, — этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницей нашею и здесь. Так, например, на деле узнается, справедливо ли человек думает и говорит о себе, что он храбр, благороден, правдив» (Чернышевский Н. Г.). Практика, выявляющая совпадение (идентичность) множества эстетических суждений людей о мире, опровергает эстетический субъективизм и подтверждает реальное существование прекрасного в действительности. Если великое множество людей во все времена находит для себя, что звезды прекрасны, то, значит, они действительно прекрасны. Установлением объективно-исторического критерия истинности прекрасного в природе была, таким образом, вписана еще одна новая страница в эстетическое знание о мире. С точки зрения этой истины надуманным до нелепости предстает другой критический тезис, направленный против эстетики Н. Г. Чернышевского: утверждение о том, что мыслитель не понял общественно-исторической практики, в связи, с чем его эстетика не может считаться научной. Всестороннего понимания практики он действительно еще не достиг, но в принципе значение общественной практики понимал, как мы видим, превосходно и ввел этот критерий познания в свое эстетическое учение о мире.